?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В постели с врагом

Официальной статистики не существует. Есть только предположения – вероятно, на территории СССР в 1941-1944 гг. родилось около 100 тысяч (!) детей, чьими отцами были немецкие оккупанты. Как в дальнейшем сложилась их судьба?

…Дверь долго не открывали. Наконец, после шестого звонка, послышались шаркающие звуки, и звон бутылок. Обозрев меня в «глазок», человек, хрипло закашлявшись, сказал:

- Чего вам надо?

- Я из Москвы приехал. Хочу поговорить…о вашем отце.

Звуки за дверью прекратились. Кажется, пропало даже дыхание.

- Убирайтесь отсюда. Не было у меня никакого отца. Слышите? НЕ БЫЛО!

…Эта тема тяжелая. О ней молчали 70 лет, не упоминая даже шепотом. Актриса Вера Глаголева, снявшая в 2009 году фильм «Одна война» о женщинах, родивших детей от немцев, сказала в интервью – «Очень сложно искать фактуру. Они не желают говорить вслух. Я собирала рассказы по крупицам. Никто не приехал на премьеру фильма. Боятся». 

А ведь было такое. Ничего не поделаешь. Было – и все тут.

8 июня 1942 года командование вермахта в оккупированных районах СССР выпустило «Памятку о поведении немецкого солдата». Цитирую выдержку оттуда: «Требуется срочно ограничить контакты солдат с женской половиной гражданского населения – ввиду угрозы причинения вреда чистоте германской расы». Ограничения, видимо, не помогли – уже в марте 1943 года, комендант города Орел генерал-майор Адольф Гаман постановил – «Родив ребенка от немецкого солдата, русская мать имеет право на алименты». Получив подтверждение от отца, казна выплачивала 30 марок в месяц.

Сколько же всего было таких женщин? И самое главное – сколько родилось детей?

Рассмотрим печальный опыт других стран. За пять лет (1940-1945 гг.) в крохотной Норвегии появились на свет 12 000 младенцев: их отцами были военнослужащие СС и вермахта. Одна из таких детей, Анни-Фрид Лингстад, дочь фельдфебеля Альфреда Хаазе, была вывезена в Швецию, и позже стала солисткой культовой группы АББА. Во Франции итогом «горизонтального сотрудничества» (как издевательски называли это сами французы) с немцами стало 200 тысяч (!) новорожденных. А что же у нас? Ничего. Эта тема – табу. В архивах есть письмо Иосифу Сталину академика Ивана Майского, присланное в апреле 45-го – ученый муж интересовался: что будут делать с детьми, родившимися у советских женщин от немецких солдат? В письме академик предлагал «поголовно изъять всех этих «немчат», переменить им имя, и разослать в детские дома».

- По моим оценкам, в России, Прибалтике, Белоруссии и Украине, вследствие сожительства с немцами в 1941-1944 годах родилось от 50 до 100 тысяч детей, - утверждает исследователь-историк из США Курт Блаумайстер. – В процентном отношении – это очень немного, потому что под оккупацией оказалось СЕМЬДЕСЯТ ТРИ МИЛЛИОНА советских граждан, а 5 миллионов немецких солдат, выполнявших функции оккупантов, в основном были молодыми мужчинами. Что же случилось потом? Около двух тысяч женщин власти сослали на поселение в район Белого моря. Их детей забрали на воспитание госучреждения: там они выросли, не зная, кто их отцы. Таких матерей ненавидели, звали «немецкими подстилками», хотя на деле все не так уж просто. Кто-то спал с врагом, чтобы не умереть с голоду, и накормить других своих детей. Многие девушки были изнасилованы, и, забеременев, не захотели делать аборт.

64-летний Курт Блаумайстер тоже «дитя войны», только наоборот. Его мать, немка из Берлина, прижила ребенка от советского офицера - и впоследствии, в 1948 году, перебралась в Америку. Когда мать умерла, Блаумайстер долго искал своего отца – но так и не нашел. «Мать рассказала, его звали Volodya, - вздыхает исследователь. – Фото не сохранилось». Сейчас Курт зарабатывает на жизнь тем, что выполняет экспедиции по заказам родственников солдат вермахта: убитых в сражениях с Красной армией. Он ездит по просторам экс-СССР, и старается найти останки погибших. Исследует архивы, берет показания у свидетелей. За последние пять лет к Блаумайстеру трижды поступали и другие заказы – как он говорит сам, «весьма необычные». 90-летние старики, когда-то пришедшие на нашу землю с оружием в руках, пытаются отыскать своих детей. Тех самых, которых родили от них русские и украинские женщины…

- Мне удалось найти только двоих, - рассказывает Блаумайстер. – Уже пожилые люди, почти 70 лет. Одного нашел в Тихвине, другого – в Выборге. Оба отказались со мной разговаривать – сказали, что не хотят иметь с биологическими отцами ничего общего.

…Мне повезло больше. Стоя на пороге, я четверть часа общался через закрытую дверь – и человек пустил меня в квартиру, хотя полгода назад не пустил туда Блаумайстера. Иван Сергеевич (имя изменено) узнал тайну своего рождения десять лет назад. Умирая от рака, мать решила открыть ему правду. Совсем седой, он показывает свои послевоенные фото – светленький мальчик с веснушками, играет на балалайке. «Когда во дворе в «войнушку» играли, меня дразнили «немчиком», - говорит он. – Я сразу лез драться. Смешно, правда?». С треском ставит на стол бутылку водки. «Ты же гость, как-никак. Русский? Ну, давай, выпей с немцем…». Иван Сергеевич вырос в уверенности, что его отцом был партизан, казненный гитлеровцами. Реальность оказалась жестокой. «Мама одна осталась, в Нарве, с младенцем на руках – моим старшим братом. Молоко пропало, брат заболел…а к ней все ефрейтор клеился, из обозной службы. Дам, говорит, и сгущенку, и хлеб, если ляжешь со мной. Вот она и легла…а брат-то все равно умер…Когда поняла, что беременна, было уже поздно». Иван Сергеевич разливает водку по стаканам. «Увидеть он меня хочет? Он не отец мне, а блядь фашистская. Он маму все равно, что изнасиловал».

Его мать объяснила – так поступали многие. Даже те, у кого муж на фронте. «На что только баба не пойдет, лишь бы дети с голоду не пухли. Жрать нечего, картофельные очистки по праздникам ели. Имелись, конечно, и шлюхи, что гуляли с офицерами – за духи и шелковое платье. Насиловали фрицы тоже много - красивые девки сажей мазались, горбатились, в рванье ходили, только б не лезли…а лезли все равно, здоровые ж мужики, тяжело им без баб. В одном нашем дворе, мама сказала, за три года четверо «немчиков» родились – как и я, белобрысые. Когда наша армия пришла – две матери детей от фрицев, как котят, в речке утопили…а мать моя сбежала со мной, чтобы соседи не донесли».

…Я пытался найти под Петербургом 93-летнюю женщину, родившую в 1942 году ребенка от офицера вермахта, но не нашел ее – «адресат выбыл». Да и смысл? Никто не хочет вспоминать прошлое. Помимо тех, что сослали «на поселение» к Белому морю, в 1945 году несколько тысяч советских женщин (точная цифра неизвестна) получили 10 лет лагерей по статье «сотрудничество с оккупантами», хотя сотрудничали они сугубо в постели. Хватало соседского доноса – «ребенок от фрица», и органы не разбирались, кто прав, а кто виноват. « Зачем с ними возиться? – сердится бывшая партизанка, 90-летняя Нина Федорова. – «Мы в лесах воевали – обмороженные, без еды – а эти твари с немцами в кроватях обжимались. Ну, кого снасильничали – слов нет, тут другое дело». Однако, все архивные источники сходятся во мнении: 80 процентов женщин избежали репрессий. Их дети – и те, что попали в детдома, и те, что остались с матерями, за редким исключением, не узнали – кто их отцы. Героиня фильма «Одна война», заливаясь слезами, кричит офицеру НКВД – «Жен, сестер своих защитить не могли – так хоть жалеть научитесь!». Следует признать - большинство случаев сожительства с немцами вовсе не было добровольным. Под оккупацию попала огромная территория, где царил голод – кому-то пришлось спать с врагом, чтобы накормить своих детей. Изнасилования женщин были массовыми – и немецкое командование закрывало на это глаза, хотя официально секс с «расово неполноценными славянками» запрещался.

…В Норвегии в организации «Союз детей войны» состоит 150 человек, во Франции в объединении «Сердца без границ» - 300. Думается, в России набралось бы куда меньше. Мне удалось найти только одного человека, признавшего, что его отец - немец. И то – на условиях полной анонимности. Эти дети (уже пожилые люди) либо не знают о своем происхождении, либо предпочитают молчать – стыдятся. Лишь бы соседи не узнали, что ты – «фриц», а твоя мать – «подстилка» - и это спустя семьдесят лет. Вряд ли можно полностью положиться на слова историка-любителя насчет цифр – но другие свидетельства, включая приказ о выплате алиментов, подтверждают – родились тысячи таких детей. И здесь, я хотел бы выразить свое мнение. Правительство Германии уже выплачивало компенсации узникам концлагерей, и тем, кто был угнан на каторгу в Третий рейх. Думается, в Берлине пора понять – люди, чьи матери были изнасилованы, или принуждены к сожительству оккупантами, тоже заслуживают компенсаций. Эти жертвы войны никто не учитывал: а ведь отцы со свастикой сломали жизнь своим детям. И в любом случае, как бы оно ни было – САМИ ДЕТИ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТЫ.

Они не «немчики». Они – наши.

                                                              P.S.

Хуже всего детям, рожденным от немецких оккупантов, пришлось не в сталинском СССР, а во вполне демократической Норвегии. 50 тысяч норвежских женщин (каждая десятая!) вступили в связь с солдатами вермахта. 14 000 из них были арестованы, а 5 000 угодили в тюрьму. Детей, которых норвежцы называли tyskerunge – «немецкими ублюдками» и naziyingel – «нацистской икрой», объявили слабоумными – 90 процентов из них угодили в дома для душевнобольных, и пробыли там…до шестидесятых годов! «Союз детей войны» заявил, что tyskerunge использовали для экспериментов с медицинскими препаратами. В 2005 году детям от немцев принесли извинения, и выплатили компенсацию в 30 000 евро на человека. Во Франции в 1944-1945 годах за секс с вражескими солдатами было казнено 5 000 француженок, 20 000 были острижены наголо, и приговорены к одному году тюрьмы, а также к лишению французского гражданства. Детям «бошей» было запрещено учить немецкий язык, и носить немецкие имена. В Нидерландах после 5 мая 1945 года в ходе уличных самосудов было убито 500 «шлюх-предательниц», прочих, уличенных в «горизонтальном сотрудничестве», собирали на площадях, и обливали из шлангов нечистотами. Их дети были переданы на воспитание в детдома.

От автора: После публикации этой статьи  в июле 2011 года я получил массу писем. Писали и мужчины, и женщины. Каждый рассказывал про случай, который он знает лично. Запомнилось письмо человека, который рассказал - его отец пришел с войны, а у матери - ребенок от немца. Простил, так и жили дальше. Женщина-адвокат из Москвы написала про свой случай - ее отец сын офицера вермахта, скрывал всю жизнь свое происхождение, но сделал карьеру, и даже стал секретарем горкома КПСС маленького городка. Десятки случаев, за каждым -  судьба. И они впервые решились говорить об этом открыто. Курт Блаумайстер умер в феврале этого года от сердечного приступа. Теперь таких детей и искать будет некому.

Comments

( 146 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
daiyan_19
May. 4th, 2012 08:38 am (UTC)
Аж мороз по коже. Мне до ужаса жаль и этих женщин, и тем более детей.
Спасибо за интересную статью.
rl2
May. 4th, 2012 08:38 am (UTC)
Всегда пожалуйста.
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:40 am (UTC) - Expand
rakshi_satana
May. 4th, 2012 08:39 am (UTC)
Сложная тема.. Да и, думаю, немок, родивших от русских солдат (как и прибалток или, допустим, полячек) не меньше, чем русских родивших от немцев.
Больше всего поразило "две матери детей от фрицев, как котят, в речке утопили". Понятно что, скорее всего, в результате изнасилования забеременели. Или в лучшем случае от безысходности. Но своих детей убить.. Нет, не пойму.
rl2
May. 4th, 2012 08:42 am (UTC)
Мне самому многое непонятно. Но, с другой стороны, чтобы понять - надо в том времени очутиться...

Тема детей от наших солдат в Германии и Австрии меня тоже интересует, тем более, что в Австрии "руссенкинд" вообще отдельное сообщество.
zaharv
May. 4th, 2012 08:41 am (UTC)
Ну и чем победители, особенно лучше побеждённых. Та же злоба и не терпимость.
rl2
May. 4th, 2012 08:44 am (UTC)
Это вы о чем?
Это вы о чем? - zaharv - May. 4th, 2012 08:46 am (UTC) - Expand
Re: Это вы о чем? - rl2 - May. 4th, 2012 08:47 am (UTC) - Expand
но у меня она своя. - zaharv - May. 4th, 2012 08:59 am (UTC) - Expand
Re: но у меня она своя. - rl2 - May. 4th, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
glagolik
May. 4th, 2012 08:55 am (UTC)
про норвежских и французских детишек - жесть какая-то.
вообще для меня так странно, что наказания применялись именно к детям, не к матерям - у этого хоть какая-то ублюдочная логика есть...
rl2
May. 4th, 2012 08:59 am (UTC)
Да, с Норвегией вообще - что взяли всех, и скопом в психушки. И я беседовал с людьми из наших эмигрантов, которые все это с жаром оправдывали (они вообще любое действие новой страны часто оправдывают, как США в Ираке) - "Нет, ну может, они действительно были ненормальные".
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:15 am (UTC) - Expand
nostradamvs
May. 4th, 2012 08:56 am (UTC)
У Карела Чапека, кажется, был очень сильный рассказ на эту тему. О том, как молодой немец изнасиловал француженку во время оккупации - но уже под самый её конец. А потом, спустя девять месяцев, вернулся - уже частным лицом, потому что так и не забыл девушку, и предложил ей руку и сердце. Но её ненависть была так велика, что она отвергла его и убила ребёнка.
rl2
May. 4th, 2012 08:57 am (UTC)
Это Сомерсет Моэм, "Непокоренная".
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - nostradamvs - May. 4th, 2012 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - armizar - May. 4th, 2012 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - glagolik - May. 4th, 2012 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 10:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - verner_n - May. 4th, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verner_n - May. 4th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - verner_n - May. 5th, 2012 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - May. 4th, 2012 10:56 pm (UTC) - Expand
zhizd
May. 4th, 2012 09:06 am (UTC)
Интересная статья, спасибо.
В войну много судеб было искалечено, но женщинам в оккупации досталось особенно...
rl2
May. 4th, 2012 09:07 am (UTC)
Не за что, всегда пожалуйста.
troninatania
May. 4th, 2012 09:07 am (UTC)
Кажется, недавнешний фильм "Полумгла" про это.
Я еще вспоминаю старый роман Юрия Бондарева "Выбор" и старый фильм по нему, с Натальей Белохвостиковой...

И "Ночной портье", конечно.

Пафосно и банально - но только любовь может искупить все это.
И какая тема, какая тема для художников...
rl2
May. 4th, 2012 09:11 am (UTC)
Ну насчет любви - не знаю. Имхо, "Ночной портье" если в пример приводить - это там не любовь, а извращение уже, мазохизм.
(no subject) - troninatania - May. 4th, 2012 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - troninatania - May. 4th, 2012 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - troninatania - May. 4th, 2012 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - troninatania - May. 4th, 2012 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - troninatania - May. 4th, 2012 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 09:50 am (UTC) - Expand
chay_fey
May. 4th, 2012 09:15 am (UTC)
Спасибо
rl2
May. 4th, 2012 09:17 am (UTC)
Всегда пожалуйста.
armizar
May. 4th, 2012 09:15 am (UTC)
Спасибо, что написали об этом.
Жутко интересно, страшно и грустно одновременно.
Вы правы, молчать действительно нельзя.
rl2
May. 4th, 2012 09:17 am (UTC)
Не за что. Да веселого здесь мало.
tsurupa
May. 4th, 2012 09:18 am (UTC)
Спасибо. Очень сложная тема и очень страшная.
rl2
May. 4th, 2012 09:26 am (UTC)
Не за что.
na_nebesah
May. 4th, 2012 09:28 am (UTC)
Все люди братья, все бабы сестры..Даже в эфиопском крестьянине есть частичка арийской крови..
rl2
May. 4th, 2012 09:33 am (UTC)
Ты только арийцам это не говори:)
m_inackov
May. 4th, 2012 09:31 am (UTC)
Спасибо за статью. Очень тронула. Запощу ссылку.
rl2
May. 4th, 2012 09:33 am (UTC)
Не за что, всегда пожалуйста.
kroshka_abigel
May. 4th, 2012 09:49 am (UTC)
Нет ничего страшнее, чем растить ребенка от своего насильника.

Спасибо за статью!
rl2
May. 4th, 2012 09:51 am (UTC)
Всегда пожалуйста.
irlandets01
May. 4th, 2012 10:00 am (UTC)
Не знаю. У нас был сосед, как раз от немца родился. Спокойное отношение было, рассказывали что после войны часто рожали от пленных и нормально, все понимали, что мужиков мало, а баба с дитём должна быть.
Ну да у нас всегда конечно своим умом жили, плевали на всякие заморочки.
rl2
May. 4th, 2012 10:03 am (UTC)
Да, мне тоже после статьи таких случаев рассказали десятки - правда, когда потом созванивался, только один человек выразил желание говорить под запись.

После войны, от пленных - ну это, может, другой по степени вопрос, чем во время войны, и от оккупанта.
(no subject) - na_nebesah - May. 4th, 2012 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - rl2 - May. 4th, 2012 11:32 am (UTC) - Expand
28
May. 4th, 2012 10:10 am (UTC)
на тему: мой любимый и самый лучший фильм про войну - за имя моё. посмотрите пожалуйста. он минут 20 идёт.
rl2
May. 4th, 2012 10:11 am (UTC)
Спасибо, сейчас поищу.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 146 comments — Leave a comment )